Logistic.Ru Панорама:
  Лента Москвы   Санкт-Петербург Крым Дальний Восток ех-СССР В мире

Информационные технологии и системы в логистике

Пресс-тур ФТС: электронное декларирование в режиме реального времени

11 декабря 2013 года Каширский и Стабнинский таможенные посты продемонстрировали новую технологию удаленного выпуска товаров.

Федеральная таможенная служба России постепенно заканчивает проведение всех мероприятий по обеспечению введения с 1 января 2014 года обязательного таможенного декларирования товаров в электронной форме. С первого дня наступающего Нового года таможенное декларирование в нашей стране будет проводиться только в электронной форме, основываясь на взаимодействии участников ВЭД и таможенных органов преимущественно с использованием сети Интернет. Такие меры прежде всего направлены на упрощение и ускорение всей процедуры таможенного оформления вплоть до выпуска товара.
В связи с этим глобальным переходом, в декабре 2013 года ФТС России организовала для представителей СМИ пресс-тур на одном из крупнейших таможенных пунктов. В число участников пресс-тура, целью которого было, прежде всего, посвящение в работу таможенных органов по переходу на обязательное электронное декларирование, вошла и редакция Logistic.ru.


Встреча с представителями Федеральной таможенной службы проходила 11 декабря 2013 года в крупнейшем в России и Европе Каширском таможенном пункте пропуска Московской областной таможни в подмосковном городе Домодедово (ООО "Объединенная таможенно-логистическая компания"). Немного осмотрев огромную территорию выполненного в традиционных зеленых "ведомственных" тонах таможенно-логистического центра, редакция вместе с остальными участниками мероприятия поднялась в специально организованный для пресс-конференции учебный класс Каширского таможенного пункта, где представителей СМИ уже ждали руководители и сотрудники Каширского таможенного поста и Центрального таможенного управления.

В учебном помещении центра была установлена вся необходимая техника для того, чтобы:
- наглядно показать работу информационно-справочной системы "Объединенной таможенно-логистической компании" (ОТЛК);
- ознакомить с внедрением перспективных информационных таможенных технологий на площадке Каширского т/п МОТ;
- продемонстрировать в режиме реального времени работу с МАПП "Троебортное" Брянской таможни;
- в онлайн-режиме видеоконференции с использованием сети Интернет показать пример процесса оформления электронной декларации в порядке удаленного выпуска товаров совместно с работниками Стабнинского таможенного пункта Смоленской таможни.

"В настоящее время переход на электронное декларирование уже не представляется сложным, потому что порядка 98% участников ВЭД предоставляют сейчас на наш пост таможенные декларации на товар в электронном виде, - начал "урок" для журналистов начальник пресс-службы ФТС Дмитрий Алексеевич Котиков. - Что касается оставшихся двух процентов, то к ним относятся, скорее всего, отдельные, новообразованные организации, которые намеренно или случайно не опробовали новую систему. После Нового года они должны будут или получить цифровую подпись таможенной службы для подачи электронной декларации, или воспользоваться услугами других таможенных представителей".

По словам начальника Каширского таможенного поста Валерия Михайловича Федорова, Каширский таможенный пост - самый крупный в Европе и имеет на своей территории множество отделов. Наряду с отделами таможенного контроля, таможенного досмотра и контроля за таможенным транзитом, в таможенно-логистическом центре есть и уникальный, единственный в России Отдел внедрения перспективных информационных таможенных технологий.

"Основной задачей данного отдела является проведение комплексных тестовых испытаний, испытание новых программных средств при осуществлении таможенных операций, - сообщил журналистам Федоров. - Здесь же проводится и обучение сотрудников таможенных органов РФ. Мы проводим экспортно-импортные операции для оформления крупных участников внешнеэкономической деятельности. В России средним таможенным постом каждый месяц оформляется около 3 тысяч таможенных деклараций, и наибольшая часть из них на сегодняшний день - в электронном виде".

Можно с уверенностью сказать, что электронная форма таможенного декларирования уже сейчас является основной: по данным ФТС, на ноябрь 2013 года в этой форме было выпущено более 98% от общего числа деклараций и сейчас ее применяют более 93% участников ВЭД. Кроме того, около 8% электронного декларирования в настоящее время оформляется по технологии удаленного выпуска товара.

Для того, чтобы подать таможенную декларацию в электронной форме, декларант обязательно должен использовать специальную электронную подпись, которую можно получить и в Федеральной таможенной службе России, и в любом из 21 удостоверяющего центра таможенных органов.

"В первую очередь хотелось бы обратить внимание на те услуги, которыми вы можете воспользоваться в Интернете прямо со своего рабочего места, - продолжил наше ознакомление с новой системой заместитель начальника Каширского таможенного поста Рафаэль Александрович Зверев. - Это прежде всего принятие предварительных решений по классификации товаров - вам не придется собирать кипы документов, отправлять их по почте и ждать после этого ответа. В режиме реального времени будет достаточно обратиться через сайт государственных услуг, после чего вы почти сразу получите ответ. Портал предварительного информирования, портал электронного декларирования - все эти возможности у вас будут просто при доступе в Интернет, а также с последующим получением электронной цифровой подписи. Два основных удобства электронного декларирования заключаются в том, что вы без дополнительных затрат, в офисе или дома, направляете декларацию через бесплатный информационный ресурс ФТС в любой из 500 таможенных органов РФ от Калининграда до Находки".

"Говоря о дорожных картах и совершенстве таможенного администрирования, имеет смысл обратить внимание на переход Федеральных органов исполнительной власти к системе межведомственного информационного взаимодействия, - продолжил Зверев. - Ранее участникам ВЭД приходилось обивать пороги различных министерств и ведомств ради получения нужных документов. Но сейчас, благодаря использованию интеграционной платформы Минкомсвязи мы, таможенные органы, сами запрашиваем эти документы. Декларанту достаточно лишь "вбить" номер сертификата соответствия, лицензию декларации на товары, а предоставлять данный документ в таможенный орган у него необходимости уже нет. Освобождение декларанта от обязанностей предоставлять в налоговые органы бумажные копии и от взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти вполне оправдано - федеральные органы сами передают нам сведения, а мы в свою очередь предоставляем эти сведения в электронной форме. Что касается валютного контроля, то сейчас существует четкий приказ ФТС о том, что инспектор не должен запрашивать у декларанта подтверждение валютной операции паспортной сделки, выданной банком - мы сами напрямую запрашиваем их у банка. Все это позволяет значительно сократить время, необходимое для проведения контроля таможенной декларации, после чего останется лишь подать эту декларацию и выпустить товар. Могу сказать, что благодаря этим введениям Россия с каждым годом совершенствует систему совершения таможенных услуг".

Разработанные ФТС технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) предназначены для того, чтобы получать необходимые сведения при таможенном декларировании в электронном виде. Автоматизация сверки этих сведений, указанных в декларации, со сведениями, получаемыми по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в рамках обмена, будет проходить в режиме, близком к реальному времени. Эта технология применяется в таможенных органах с 15 июля 2013 года и направлена прежде всего на то, чтобы минимизировать время выполнения таможенных операций, повысить оперативность управления и эффективность принятия решений таможенных органов.

"Что касается технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ) федеральных органов исполнительной власти - сейчас их подписано более 25, - продолжил Рафаэль Александрович. - Правительство РФ организовало несколько совещаний с представителями министерств промышленности и торговли, а также федеральных служб по аккредитации. В результате, с 2010 года все формы таможенного контроля на границе (санитарный, ветеринарный и т.д.) были переданы Федеральной таможенной службе. В настоящее время инспектору уже не нужно запрашивать информацию у федеральных органов исполнительной власти - он может так же, "не вставая с места", при помощи интеграционной площадки подать запрос в любой орган (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росдравнадзор и т.д.). Информация не требует проверки - она уже утверждена и может быть отправлена в любой нужный орган. Таким образом, все используемые процессы - и на границе, и внутри страны - значительно ускоряются".

* * *

После общего ознакомления с работой поста и нововведениями таможенной службы редакция Logistic.ru, стала свидетелем, пожалуй, самого интересного момента пресс-тура - непосредственно выпуска электронной декларации на товар в режиме реального времени с применением сети Интернет. Сам товар - изделия медицинского назначения - следовавший из Польши в Екатеринбург, на тот момент находился на территории Стабнинского таможенного поста в Смоленской области - на расстоянии около 350 километров от Москвы. Все совместные действия, которые проводились сотрудниками двух удаленных друг от друга постов, одновременно комментировались, и каждая сторона всё наблюдала "своими глазами".

Как рассказали корреспондентам сотрудники таможенного поста, в случае, если возникает необходимость запросить какой-либо документ, декларанту уже не нужно приезжать на таможенный пост - теперь все предоставляется в виде ответа в электронном виде. Каждое сообщение сопровождается электронной подписью. Если же вдруг возникают вопросы, которые требуют решения, к примеру, в судебном порядке, то в этом случае по данной декларации всегда можно отследить, какие действия и на каком этапе осуществлялись со стороны декларанта и со стороны инспектора.

При оформлении импорта товара декларант в первую очередь подает 3 документа: это непосредственно сама декларация, опись документов и декларация таможенной стоимости.

"Декларация на товар, одинаковая и в Азии и в Европе, имеет 54 графы, - рассказывает Зверев. - В нашем случае данным товаром являются изделия медицинского назначения - подгузники для взрослых. Вес нетто - 11 тонн, стоимость - 32 тысячи долларов. По данной поставке участнику ВЭД необходимо оплатить около 150-160 тысяч рублей, плюс пошлина и НДС. Теперь мы должны отправить запрос на Стабнинский таможенный пост на наличие у них указанного транспортного средства и указанной товарной партии - таким образом, мы узнаем, действительно ли есть у них этот груз, и не ошибся ли декларант. Все остальное - отправление, получение, отсмотр информации и ответное сообщение - происходит за считанные минуты".

Вниманию таможенников и представителей СМИ представилась прямая видеосвязь в режиме реального времени со Смоленском - телемост со Стабнинским таможенным постом.

"Да, ваш запрос о нахождении транспортного средства в зоне нашего поста поступил, - отвечает начальник отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста Копылов Константин Петрович. - Специальная программа прослеживает всю нужную для этого информацию - это и номер транспортного средства, и временные промежутки от момента въезда до момента выезда машины. Мы можем просмотреть и момент предоставления документов водителем, и сами документы (транспортные, коммерческие) в отсканированном виде. Таким образом, нахождение фуры в нашей зоне таможенного контроля подтверждается. Кроме того, водителю выдается специальный документ - акт въезда с индификационным номером. При этом фиксируется каждый из этапов передвижения этого документа: въезд фуры, принятие документа, завершение таможенной процедуры таможенного транзита, подача декларации и момент выезда транспортного средства из зоны таможенного контроля".

После этого ответное сообщение на запрос о нахождении транспортного средства направилось на Каширский пост с целью сопоставления всей необходимой информации, которая приводится в декларации, и данных, которыми располагает Стабнинский таможенный пост. Каширский пост, в свою очередь, также отправил документы на сверку основных сведений, заявленных в таможенной декларации, со сведениями, которые предоставил водитель прибывшего транспортного средства на Смоленский таможенный пост. Как только поступила утвердительная информация о действительном нахождении товара, началась непосредственно сама регистрация электронной декларации.

По словам Копылова, сверка сведений о стране отправления, номере машины и т.д. осуществляется при помощи проставления специальных знаков - 0 (соответствует предоставленной информации) и 1 (не соответствует). Вскоре выясняется, что все документы, указанные в декларации, соответствуют документам, представленным перевозчиком. Отправленное сообщение о благополучной сверке документов в течение нескольких секунд приходит на Каширский таможенный пост. Никаких замечаний по документам не выявляется, что может говорить о том, что товар может быть благополучно выпущен. При выпуске товара декларация направляется в базу данных, участнику ВЭД, а также на границу - для того, что бы машину выпустили из зоны таможенного контроля.

"Итак, произошел выпуск товара - он уже не под таможенным контролем, все платежи уплачены, меры тарифного регулирования соблюдены, - докладывает журналистам Зверев. - Наши коллеги на границе отмечают товаросопроводительные документы для того, что бы в дальнейшем была обеспечена успешная проверка на соответствие грузов. Машина покидает таможенный пост и уезжает - в данном случае, в Екатеринбург".

* * *

Вторым интересным моментом встречи стала онлайн-видеотрансляция работы таможенных органов с границы России с Украиной, а именно, с МАПП "Троебортное". Этот международный пункт пропуска располагается на трассе Москва-Киев - одной из самых загруженных трасс, объединяющих Россию и Украину, с пропускной способностью на въезд и выезд 269 автомобилей. По словам сотрудников таможенной службы, система такого видеонаблюдения удобна тем, что в режиме реального времени позволяет наблюдать за степенью загруженности пункта пропуска и, соответственно, оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию.

Как было рассказано журналистам, если раньше на границе было пять служб, каждая из которых выполняла только свою работу, то сейчас уже функционирует так называемая служба "одного окна". При въезде на пограничный пункт каждый водитель получает квитанцию, после чего он передвигается по территории международного автомобильного пункта пропуска, проходя весь необходимый контроль (весовой, таможенный и т.д.), включая "просвечивание" транспортного средства на предмет незаконного перемещения запрещенных законом товаров (например, наркотических веществ). Если вся документация и товар в порядке, машина покидает зону таможенного контроля, многосторонний пункт пропуска и следует в таможенный орган назначения на склад получателя.

При желании каждый таможенный инспектор может удаленно, с помощью видеофиксации, проследить за транспортным средством с выпускаемым в данный момент товаром. Существует также возможность увидеть весовое оборудование, инспекционно-досмотровые комплексы приграничного таможенно-логистического терминала, а также сам товар.

* * *

Редакция Logistic.ru поинтересовалась, сколько по новой технологии теперь уходит времени на оформление и выпуск декларации. "Выпуск декларации в новых условиях занимает не более 30 минут, - рассказал Зверев. - Раньше на весь процесс уходило до трех дней. На время, как правило, еще влияют и возможные риски, которые определяются вместе с ввозимым товаром. У нас целое управление анализирует поставки и по ранее ввезенным товарам, и по планируемым для въезда товарам. При этом могут возникнуть рисковые ситуации нетипичных поставок. Например, из Африки ввозится мех. Это не логично, а значит, это можно отнести к нетипичной поставке. Она обозначается соответствующим профилем риска и после этого подвергается досмотру. Еще в 2001 году у нас было почти 110% досмотров товарных партий. Сейчас на нашем посту этот процент составляет не более пяти. Почему? Представьте себе: большая машина, в которой находится тысяча товаров с десятью тысячами артикулами. Для того чтобы досмотреть и описать каждую единицу товара, нужно несколько дней. Именно поэтому сейчас наше управление на определенные единицы товара выставляет профили риска. Специальный программный комплекс по выявлению рисков при регистрации декларации сразу показывает, какой товар нужно досмотреть, на какой запросить дополнительные документы, а какой необходимо отправить в лабораторию для диагностики".

"Есть центральная база данных по тем поставкам, которые были ввезены ранее, и по тем, которые только планируются к ввозу, - продолжил он. - Предварительное информирование - это эффективный инструмент для выявления рисковых поставок. Например, из Латвии привозят белорусские огурцы. Это тоже неправильно, а значит, здесь могут иметь место какие-то нарушения. Соответственно, эту товарную партию мы должны проверить с наибольшим "пристрастием". Если сведения, заявленные в декларации, не соответствуют сведениям о товаре, который фактически был обнаружен в машине, то по системе рисков проводится обязательная сверка документов. При этом нам не надо тратить время на добропорядочных участников ВЭД, которые, делая свою работу, в течение долгих лет стараются все четко оформлять. И это значительно ускоряет время на все операции".

Инспектор таможни проверяет все соответствующие поля в декларации, совершает все необходимые действия согласно своей должностной инструкции. Списание платежей также происходит в режиме онлайн.

В случае, если используется таможенная карта, то участник ВЭД может сам прийти на пост таможенных карт со специальным терминалом, где он через номер декларации осуществляет операцию по списанию денежных средств. При другом способе, например, с таможенными картами Раунд, можно также воспользоваться услугами своего онлайн-кабинета (подобный тому, что используется при оплате счетов банках), где при введении логина и пароля можно администрировать свои денежные средства. Участник заходит в свой кабинет, и отмечает, в какую таможню и какое количество денежных средств ему нужно перевести. На счет таможенного органа эти средства поступают в течение нескольких минут.

На вопрос журналистов по поводу документов по валютному контролю, таможенники ответили, что, в соответствии с приказом от 2012 года, декларант их не должен предоставлять инспектору таможни. Таможенники сами запрашивают эти документы только из базы данных валютного контроля.

"Пока мы еще применяем бумажное декларирование, - рассказывает замначальника таможенного поста. - Но, как только закон с 1 января Нового года вступит в силу, каждому участнику ВЭД придется получить цифровую подпись. А для того, чтобы неподготовленных игроков, занимающихся перевозками непостоянно, эти изменения не застали врасплох, им следовало бы постоянно быть в курсе законодательства, знать "правила игры".

Особое впечатление на Logistic.ru произвела демонстрация таможенниками наглядного примера типичной бумажной декларации. Этот постепенно уходящий в историю плод взаимодействия ФТС и участников ВЭД представлял собой кипу отпечатанных и исписанных от руки с различными подписями и печатями листов в количестве около ста штук...

"Все наши действия максимально направлены на уменьшение времени нахождения автомобиля в пункте пропуска, включая электронное декларирование, - заверили журналистов таможенники Каширского поста. - Значительный плюс этой системы есть также и в том, что в процессе оформления электронной декларации исключается возможность коррупционных действий".

Ольга Светлишина
Logistic.ru

4769


ТЕНДЕРЫ
ЛОГИГРАФИЯ

Мобильная версия pda.logistic.ru
Партнёр Яндекс.Новости

О проекте | Аудитория | Об использовании информации | Контакты
Реклама | Условия размещения информации

Copyright © 2002-2017, LOGISTIC.RU® — новости логистики, транспорта и таможни. Эксклюзивные материалы и новостные ленты ведущих агентств.
Новости авиатранспорта и автотранспорта, ответственное хранение грузов
Все права защищены, © ООО «Логистик.Ру». Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на logistic.ru